№ 1 - 2
2005 |
Музеи в условиях рынка
|
Тема номера
|
|
Музеи в условиях рынка |
Уже более десяти лет российская культура живет в условиях рынка. Многое пережито за эти годы, пройдено множество стадий – эйфории, шока, уныния… Сегодня начинается новый этап в жизни российских музеев. Грядет самая масштабная со времен первой культурной революции в 1917 году реорганизация музеев. От того, как она будет проходить, зависит - сохраним ли мы музей, как самостоятельную культурную институцию…
|
|
|
|
Обращение съезда Ассоциации музейных работников регионов России
|
Сегодня музеи России оказались брошенными на произвол судьбы. Правительство практически не финансирует деятельность государственных музеев. В стране нет, и не предвидится единой конструктивной политики в области культуры, нет никакой стратегии по отношению к сохранению музейных фондов и развитию музейной деятельности. Мы глубоко обеспокоены невежественными, низкопрофессиональными методами, с помощью которых культуру стараются приобщить к рыночной экономике…
|
|
|
Культурные стратегии
|
|
Искусство требует |
За десять лет рыночных отношений многие музеи научились не только выживать, но и развиваться. В данной статье рассказывается о некоторых культурных стратегиях Санкт Петербургских музеев...
Елена Шмидт
|
|
|
|
Свадьба по-царски |
Когда-то граф Шереметев открыл двери усадеб «Останкино» и «Кусково» для, как он говорил, «чисто одетой публики». Сегодня мода на проведение свадеб, банкетов и корпоративных вечеринок в самых известных московских и санкт-петербургских дворцах и музеях вспыхнула с новой силой...
Мария Селезнева
Сергей Соловьев
Ксения Сологуб
|
|
|
|
События вместо артефактов |
В последние несколько лет произошел поворот от объектного понимания культуры к событийному. Теперь под культурой все чаще понимается не столько движимое и недвижимое наследие: картины, книги, объекты древности, — сколько конкурсы, фестивали, биеннале. То есть все, что имеет ярко выраженное событийное и праздничное начало. Эта тенденция универсальна, но особенно заметна на сибирской территории, в силу тонкости — чтобы не сказать бедности — ее культурного слоя...
А. Веселов
|
|
|
|
Тамбовский волк и Дед Мороз |
В Англии есть ферма бабочек, в Японии - средневековая школа ниндзя, а в немецкий город Зайфен туристы со всего света ездят, чтобы купить деревянных щелкунчиков, которых делают местные мастера. С недавнего времени и наша страна может похвастаться внушительным списком необычных музеев. "Если туристам надоели старые достопримечательности, - решили в маленьких российских городах, - значит, надо придумать новые"...
Юлия Васильева
|
|
|
|
Постмузейная эпоха |
Сегодня трудно понять: то ли музей отжил свое и стал анахронизмом, то ли, наоборот, заменил собою жизнь и актуален как никогда. О музее, вышедшем из берегов "музейности" размышляет Владимир Малявин...
Владимир Малявин
|
|
|
|
Музеи в сети Интернет |
Мы живем в эпоху Интернета. Глобальная сеть Internet стала важной частью культурной жизни вообще и жизни учреждений культуры в частности. Музеи постепенно тоже включаются в этот процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников. Идет стремительное освоение виртуального пространства...
Дмитрий Иванов
|
|
|
Меценаты России |
|
Бизнес и музеи. Арифметика благотворительности |
Если судить о состоянии меценатства по наградным церемониям, то оно у нас в самом расцвете. Однако опросы населения рисуют совсем другую картинку. Большая часть считает, что меценатов в России нет. Самые радикальные полагают, что их априори здесь быть не может...
Наталья Иванова
|
|
|
|
Сквозь жестяные очки |
Бытует мнение, что просвещенное купечество, которое приобретало живопись, жертвовало на медицину и давало своим детям качественное образование, стало формироваться лишь в конце позапрошлого столетия. Якобы до этого подобными делами занималось сплошь дворянство. Это мнение ошибочно. Пример тому - так называемая Кокоревская галерея...
Алексей Митрофанов
|
|
|
Анатомия элиты |
|
Фаворитизм как инструмент культурной политики |
Роль государства в жизни российской культуры всегда была велика. А на протяжении последних ста лет она оставалась и вовсе безальтернативной. Мало что изменилось здесь и в постперестроечные времена. Выпущенные на свободу в эпоху гласности деятели культуры нового времени, однако, не спешат уйти из-под крыла государства в свободное экономическое плавание. Они готовы поступиться свободами, но остаться на государевом «прикорме». Может они правы и иное в российских условиях невозможно?...
Наталья Давыдова
|
|
|
Мир искусства |
|
Новые музеи Нового времени |
При всех трудностях музейной жизни, за последнее десятилетие в России появилось немалое количество новых музеев. На фоне общего снижения жизненного уровня большей части российского населения и резкого сокращения количества потребителей культуры рождение новых музеев кажется явлением невероятным и парадоксальным. Жить не благодаря, а вопреки - чисто российский феномен...
Тамара Пиотровская
|
|
|
Третий сектор |
|
Льготы на благотворительность |
В последнее время все громче звучит дружный хор представителей некоммерческих организаций и бизнеса о необходимости восстановления отмененной с 2002 года федеральной налоговой льготы для благотворителей. Однако не все специалисты считают, что льготы для бизнеса смогут кардинально изменить ситуацию в сфере благотворительности. Каждая из сторон приводит свои аргументы в пользу своей позиции. Вот так, примерно, мог бы выглядеть диалог между ними...
Александра Свиридова
|
|
|
Фонды, гранты |
|
Меняющийся музей в меняющемся мире |
В 2004 году успешно прошел первый конкурс благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». О конкурсе и о фонде В. Потанина мы попросили рассказать Наталью Самойленко, заместителя генерального директора фонда...
Наталья Самойленко
|
|
|
|
Кнут и пряник |
Президент России Владимир Путин подписал распоряжение «О присуждении грантов президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». … Получить какую-никакую копеечку из президентских (равно как, впрочем, и из любых других) рук чрезвычайно приятно. Только вот больно это похоже на политику кнута и пряника ...
Екатерина Барабаш
|
|
|
|
|