Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 

Документальный канал истории History.

Читальный зал
Филантропия как национальная черта

Из зарубежных поездок люди везут разное: сувениры, электронику, одежду, игрушки — и я в том числе. И каждый раз я возвращаюсь домой с парочкой вырванных из журналов страниц, вырезок из газет, салфеток из ресторана, наскоро сделанных записей фраз из теле— или радиорекламы. Все они — про сбор средств на благотворительные проекты в той стране, откуда я возвращаюсь. В Америке мне интересно, какими словами сформулирована просьба, на что пойдут деньги, как графически оформлено обращение и другие важные детали. Чужой опыт всегда помогает взглянуть со стороны на свою работу, найти новые решения, а то и идеи. 

Мне казалось, что длительное пребывание в США превратит мою копилку с вырезками и записками в сундук, но вдруг однажды я поймала себя на мысли, что перестала активно заниматься этим собирательством… Невероятное изобилие благотворительных акций и фандрайзинговых обращений здесь сливается в мощный информационный поток, к которому быстро привыкаешь и в котором непросто разобраться: кому и почему помогать. Как виноделие во Франции, цветоводство в Голландии или добыча нефти в России, благотворительная деятельность в Америке — это уже ее неотъемлемая национальная черта и развитая индустрия. 

Если здесь спросить обычного человека, сколько раз в день он сталкивается с просьбами о пожертвовании или просто с темой благотворительности, то гарантированный минимум — 5 раз, а оптимально — 20. 

Возьмем для примера воскресенье, 4 ноября. Сайт прогноза погоды: баннер Красного Креста по сбору пожертвований в пользу пострадавших от урагана Сэнди. Обувной магазин: продавец предлагает мне сделать пожертвование в пользу африканской организации, которая эту обувь изготавливает и тем самым обеспечивает работой местное население. На парковке у ближайшего супермаркета стоят большие емкости, куда люди складывают вещи для малоимущих. В почтовом ящике среди скидочных купонов обнаруживаю того же формата листовку с призывом «Donate Your Car» («Пожертвуй автомобиль»). Не совсем понятно, что с этим автомобилем дальше будет происходить, но такие постеры, газетные модули и билборды встречаются чаще, чем реклама недвижимости или электроники. Мои друзья ведут веселую перебранку по поводу значка: Алан его купил его за $1 в поддержку благотворительной организации, не принимающей в свои ряды женщин, и жена Алана Маурин ее за это не любит. И таких примеров у меня очень много. 

Представьте, как непросто американцу выбрать «свою» благотворительную организацию. 

На помощь приходят СМИ. Покупаю свой любимый американский журнал Real Simple («Реально просто»; журнал пишет о быте, доме, отношениях, кулинарии — про жизнь не на работе, одним словом). Ноябрьский выпуск посвящен предновогодним хлопотам. На обложке среди прочих анонсов-завлекалок вижу что-то похожее на «Гид: как пожертвовать». В разделе «Деньги» шесть страниц, где популярным языком с картинками и хорошей графикой рассказывается, как выбрать надежную благотворительную организацию, достойную получить пожертвование читателей. Кстати, материал построен на интервью ведущих американских экспертов в этой области из CharityNavigator.org, GuideStar.org, Better Business Bureau и других. 

Поскольку в нашей популярной периодике таких советов нет, то я вкратце их приведу, потому что они универсальные, за исключением п. 2, но и он имел бы прикладное значение в России. Итак, Real Simple пишет, что, прежде чем внести пожертвование, надо сделать пять простых шагов. 

Во-первых, убедитесь, что вы понимаете миссию организации: помимо высокопарных фраз на сайте вы должны видеть, кому и как она помогает. 

Во-вторых, уточните, имеет ли организация статус 501© (3), который свидетельствует, что пожертвования используются в благотворительных целях, не облагаются налогом, а финансовая информация организации доступна для общественности и доноры могут получать налоговые вычеты. В России эквивалентом этого статуса является свидетельство о государственной регистрации благотворительной организации. 

В-третьих, поинтересуйтесь, сколько организация тратит на административные и фандрайзинговые расходы. Принято считать, что не менее 75% общего бюджета должно идти на реализацию благотворительных программ. Однако есть важная оговорка: начинающим организациям или тем, что расположены в крупных городах, на администрирование и привлечение средств позволительно тратить несколько больше. 

В-четвертых, обратите внимание на прозрачность системы управления и отчетности, на наличие независимых директоров, которые в Америке являются гарантами порядка и надежности организации. 

В-пятых, задайте вопрос о результатах деятельности. В любой ответственной организации должны быть данные с оценкой эффективности, которую эта организация рассчитывает самостоятельно либо привлекает профессионалов. Очень важно увидеть долгосрочные результаты, а не количественные измерители текущей работы. 

Наконец, здесь же названы десять американских фондов, которые, по мнению редакции, соответствуют этим критериям. В помощь читателю также приведены размеры пожертвований и описание, что на эти деньги может сделать благотворительный фонд. Например, $45 обеспечат 45 дней обогащенной витаминами и минералами еды для истощенного ребенка; $50 — это годовой проездной для студента из малоимущей семьи; $70 — оплата за год обучения в школе для девочки в Афганистане; а вот $100 помогут содержать бездомную кошку или собаку в приюте, пока ее не заберут в семью. 

Эти цифры удивляют, радуют, порождают сомнения, сравнения и, конечно, эмоции — все то, без чего донору не обойтись, принимая решение о пожертвовании. 

К сожалению, российские граждане пока в большинстве чаще задумывается не о том, кому пожертвовать, а о том, жертвовать вообще или нет. Но это больше задача для фандрайзеров, нежели проблема. 

К еще большему сожалению, среди граждан, сомневающихся в полезности (и безопасности!) благотворительности, у нас много чиновников и государственных деятелей, которых вполне устраивает сегодняшняя ситуация, когда жизнь сама по себе, а благотворительность к ней лишь дополнение, как приставка к телевизору. Можно иметь — а можно и без нее. И вот это уже проблема. 

Не хочу политизировать статью, но, согласитесь, именно в сравнении многое становится очевидным. Если приведенные примеры кому-то помогут по-новому взглянуть на привычные вещи, то, значит, я не зря писала. Для развития благотворительности в России требуются время, деньги, энергия и добрая воля многих людей и институтов. В разных пропорциях, но основные составляющие успеха у нас есть. Будем работать. 

 

Ирина Меньшенина, директор по международному развитию Русфонда 

Ъ-Online

Ирина Меньшенина
Ирина Меньшенина 23-11-2912
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий