Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
Информацию о благотворительной деятельности Вашей фирмы в поддержку культуры Вы можете направить сюда. Предложения, отзывы и замечания Вы можете направить WEB-мастеру или в редакцию
 
Добавьте наши баннеры
 
 
Наши партнеры:
 
Новостной проект для менеджеров культуры «Наследие и инновации»
 
Институт культурной политики
 
Агенство социальной информации
 
Форум Доноров
 
Национальный  фонд Возрождение Русской Усадьбы
 

Дух места

Дух места

 

В процессах глобализации и национальной унификации культуры у городов есть способ сохранить индивидуальность - создание собственных мифов. В Сибири такой опыт обобщен в «Словаре мифологии Омска».  

Экспозиция на одном из исторический зданий Омска посвященная истории Омской коммерции. Фото Борис Сухоруков

У большинства россиян Омск - лишь маленькая точка на карте России, обозначающая город, который ничем не выделяется из сотен других. Это обстоятельство в немалой степени уязвляет гордость омичей, считающих, что их родина заслуживает более пристального внимания со стороны российского и даже мирового сообщества. В последние годы славная история и культура города отошли в тень под натиском образов западной цивилизации. Что можно противопоставить этой культурной экспансии? Опираясь на историю и обычные слухи, Омск решил создать собственный миф, или, как говорят творческие люди, «дух места».

Символы. Штрихи к портрету 

Омск - второй по численности населения город Сибири, и его жители считают, что вполне могут оспаривать у Новосибирска символический статус сибирской столицы. К этому есть и исторические предпосылки: в 1839 году Омск как город-крепость, обеспечивавший продвижение русских на юг, был официальным центром Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Спустя почти полвека он стал центром уже Степного генерал-губернаторства и пребывал в этой роли вплоть до 1925 года, когда инициативу влияния на регион перехватил молодой Новониколаевск (ныне Новосибирск). Тем не менее, в сознании жителей России Омск долгие годы оставался Белой столицей - этот мифологический образ связан с размещением здесь в 1918-1919 годах так называемого российского правительства во главе с Верховным правителем адмиралом Александром Колчаком. Со временем на фоне Новосибирска звезда Омска померкла, хотя соперничество между ними не ослабевает и по сей день.

Омск. Народный съезжий праздник «Масленица» Омск. Знак российского государственного символа на пл. Бухгольца V межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры

И «городу номер два» удается отыграться - он находит свободную нишу в культурной жизни, позиционируя себя то как театральную столицу Сибири, то как ее художественную Мекку, то как литературную. Во-первых, потому что здесь родились такие популярные российские актеры, как Любовь Полищук, Валентина Талызина, Владислав Дворжецкий. Во-вторых, с Омском связаны имена известнейших российских деятелей литературы и живописи. Поэт Иннокентий Анненский и живописец Михаил Врубель - «герои эпохи модерна, оба родились в Омске, в раннем детстве покинули город и более никак с ним не были связаны. Каждый из них имеет свой собственный миф в русской культуре: Врубель - трагический гений русской художественной жизни, Анненский - академический червь, вдруг, в 50 лет, заявивший о себе как о зрелом поэте в творчестве» (из «Словаря мифологии Омска»). Сегодня имя русского художника в Омске носят сквер, галерея и областной музей изобразительных искусств.

Кроме того, в 1850-1854 годах в Омском каторжном остроге отбывал наказание Федор Достоевский. Там он написал первое художественное произведение об Омске - «Записки из мертвого дома», в котором город показан весьма нелицеприятно. С одной стороны, он предстает местом наказания (неслучаен вариант трактовки названия ОМСК - «отдаленное место ссылки каторжников»), с другой - здесь произошло нравственное перерождение Достоевского-петрашевца, революционера в Достоевского-писателя.

Омск. Музей изобразительных искусств им. Врубеля Омск. Крестовоздвиженский собор на Тарской ул. Омск. Новое здание Театра кукол

Еще одна важнейшая составляющая городского самосознания - архитектурные символы, исторически и эстетически значимые сооружения. Здание становится мифом, когда его образ растиражирован в искусстве, в устной традиции, в брендах, в сувенирной продукции. К городским архитектурным символам омичи относят, к примеру, здания Городской Думы, драматического театра, пожарной каланчи, построенные в начале прошлого века, а также часовню Иверской Божьей матери.

Особая история у Любинского проспекта, срединной части главной магистрали города - улицы Ленина. Свое название он получил из-за расположенной рядом Любиной рощи. Любочка - лирический персонаж омской мифологии. Из «Словаря мифологии Омска»: «Любочка - Любовь Гасфорт, вторая жена генерал-губернатора Густава Гасфорта. Уже в пожилом возрасте он привез молодую жену в далекую Сибирь. Чтобы скрасить ее тоску о родине, Гасфорт повелел разбить небольшой сад, где она отдыхала. <...> На этой улице время как бы остановилось - это предельная концентрация старого Омска».

Омск.Галина и Любаша. Фото stroinoff Омск. Техно-арт Валентина Воробьева. Фото vidi Омск. Граффити на Иртышской набережной. Фото

Один из самых основных и привлекательных мифов об Омске, сочетающих социальное и ландшафтное содержание, - миф о городе-саде. Словарь дает такое пояснение: «Взгляд извне - это проблема того, насколько омичам удалось реализовать общеевропейскую идею города-сада, преодолевающего однобокость урбанизма… Взгляд изнутри - это проблема того, насколько омичам удалось преобразить степной город, преодолеть его ландшафтный характер, когда наводнения сменяются пыльными или снежными бурями. Процесс озеленения города - реакция на обе эти проблемы». В середине прошлого столетия Омск, столица Степного края, пережил настоящий бум озеленения. После культивирования нового мифа он заинтересовал европейцев: немецкие документалисты даже сняли фильм про город-сад в Сибири.

Познание города  

«Словарь мифологии Омска» создали сотрудники городского музея «Искусство Омска» и преподаватели Омского государственного университета Евгений Груздов и Антон Свешников. Материалы они собирали около двух лет. Изначально призванный «сопроводить» художественную выставку-конкурс «АРТЕРИЯ: Иллюстрированный словарь мифологии Омска» в галерее «Лошадь Пржевальского», этот каталог стал самоценным произведением. Проект-провокация, по выражению Антона Свешникова, дает новый взгляд на Омск, на городское сообщество, на его самоидентификацию. Евгений Груздов рассказывает:

Омск. Народный съезжий праздник «Масленица» Омск. Народный лубок Омск. Экспонат на выставке техники. Фото Mediator

  - Создание такого каталога - это не омская специфика, а общероссийская тенденция (например, пермский фонд «Юрятин» тоже собирает легенды и мифы Перми ХХ века. - Ред.). Она связана, в первую очередь, с поисками локальной идентичности, которая будет конкурентоспособной мировому процессу унификации и позволит городам всегда «сохранять лицо», оставаться узнаваемыми. Каждый регион пытается осознать себя и преподнести. Есть города, у которых мифология актуализируется, - Москва, Санкт-Петербург, потому что там сосредоточена культурная интеллигенция, которая выходит на уровень осознания этой мифологии.

- В Омске эту задачу выполняют только ученые и художники. Почему?

 - Наука вышла на этот материал и стала выступать в роли провокатора - того, кто способен рефлексировать и не просто выражать идею, а побуждать, критиковать, развивать ее. Именно ученые могут смотреть на миф со стороны и держать дистанцию, не поддаваясь соблазну воспроизводить его. Остальные - журналисты, художники - начинают мифы транслировать, а не изучать.

С другой стороны, художник изначально является одним из устроителей города - как архитектор, монументалист, он во многом определяет, каким будет город, привносит в городское пространство авторство. Есть думающие, читающие художники, которые сами являются создателями мифов. Художественная жизнь в Омске ориентирована на местную специфику и ландшафт - природный, социальный, культурный. Поэтому именно художники оказались теми, кто смог этот дух места выразить и каким-то образом попытался направить его в то или иное русло, чтобы преодолеть те недостатки, которые здесь сложились.

Конкурс концептуального искусства. Фото vidi Выставка концептуального искусства. Фото vidi Концептуальный путеводитель от Анны Толмачевой. Фото vidi

- Как рождается миф и для чего?

 - Мы постоянно сталкиваемся с политическими, рыночными мифами (например рекламой). Миф не выбирают - это то, что ты автоматически воспроизводишь. Мифология до некоторой степени порабощает нас. В повседневной жизни люди зачастую оказываются неспособны понять высокую, рафинированную культуру: у них нет ресурса. Это давит и создает в сознании своеобразный миф, суррогат, который противоречит целостному восприятию мира. Людям необходимо иметь какую-то осмысленность, ощущать себя в этом мире хозяевами вещей, как дома. В этом смысле знание мифологии предполагает необходимость критически осмыслить весь мир, освоить его в целостности. На самом деле эта традиция во многом просвещенческая. Главная идея - освобождение от социальной системы. Нужно вывести человека из пространства социальной системы, где он играет установленную социальную роль, в пространство личностного бытия, где он свободен. В этом случае один миф нужно развенчать, чтобы человек задумался и не действовал на автомате. В другом случае - наоборот, создать новый миф, чтобы человек осознал свое ядро и целостность.

Так для омичей миф стал способом познания внутреннего мира города, а каталог мифологии Омска - опытом его культурологического осмысления. По мнению директора галереи «Лошадь Пржевальского» Людмилы Дебус, такой опыт особенно важен для молодежи. «Еще 20 лет назад подрастающее поколение не любило город, - говорит она. - Сегодня патриотизм - более востребованное понятие, хотя молодежь и уезжает. Чтобы не происходил активный отток, который является проблемой для города, нужно вовлечь его молодых жителей в городское культурное пространство».

Авторам удалось создать прообраз новой коммуникационной системы, модель «концентрированного города». Словарь вполне может стать открытым проектом - новым средством коммуникации горожан, которые будут создавать новые мифы, а «старые» - наполнять новым содержанием, стимулирующим развитие города.

Ролан Барт о мифах

Мифы обладают социальной функцией. Пространственные мифы необходимы горожанам, поскольку они создают для каждого места собственную историю, значения, одним словом, выступают его маркером.

Известный исследователь мифов французский семиолог Ролан Барт (1915-1980) говорил, что функциональное назначение мифа двояко. С одной стороны, он стремится создать такой образ действительности, который бы совпадал с ценностными ожиданиями людей, то есть приукрашивал бы реальность; с другой - он пытается представить это изображение как единственно допустимое, как нечто «естественное».

Игры с пространством активно формируют городскую идентичность. Она определяется именем города, историческими событиями, связанными с ним, значимыми фигурами. Так выделяются характеристики пространства, которыми его обитатели могут гордиться. Благодаря пространственным мифам город получает свою уникальность, индивидуальность.

Источник: «Эксперт Сибирь» 05.12. 2005

Ирина Васильева
<< содержание >>
   
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий