Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
Информацию о благотворительной деятельности Вашей фирмы в поддержку культуры Вы можете направить сюда. Предложения, отзывы и замечания Вы можете направить WEB-мастеру или в редакцию
 
Добавьте наши баннеры
 
 
Наши партнеры:
 
Новостной проект для менеджеров культуры «Наследие и инновации»
 
Институт культурной политики
 
Агенство социальной информации
 
Форум Доноров
 
Национальный  фонд Возрождение Русской Усадьбы
 

Искушение столицей

Искушение столицей

 

Программа «Культурная столица Поволжья» способствует появлению новых идей и партнерств, предлагает эффективные инструменты культурной политики для городов-участников. Но чтобы проектные инициативы, реализованные в рамках программы, могли укорениться, регионам нужно выстраивать долгосрочные культурные стратегии

Ижевск. Памятник ижевскому крокодилу   Ульяновск. Памятник букве «Ё»

Программа «Культурная столица Поволжья» придумана в 2000 году. В Большом Болдине собрались тогда культурологи, философы, менеджеры от культуры, социологи, искусствоведы, бизнесмены и управленцы. Отметив, что на смену промышленным методам развития пришли «гуманитарные технологии», «болдинские мечтатели» назвали факторы, которые могут стать решающими для регионов в постиндустриальную эпоху. Эксперт Совета Европы Сергей Зуев определил их как «многообразие культур, образов жизни и стилей поведения». Городам-участникам программы предлагалось проявить волю к изменениям и провести культурный апгрейд.

Формула «столицы»  

Для европейского опыта, на который опирались организаторы «Культурной столицы Поволжья», такой подход не нов. Существует масса примеров того, как культура преобразила городские поселения. Так было в Рурской области Германии после того, как закончилась разработка недр: регион не выпал из активной жизни Европы благодаря разнообразным культурным проектам. В испанском Бильбао градообразующую роль сыграл музей Соломона Гуггенхайма. Провинциальный промышленный Глазго ведет свою новую историю с 1990 года, когда он был «Культурной столицей Европы» и разв-рнулся от индустриальной экономики к экономике услуг, сделав культуру ключевым компонентом стратегии развития.

После Глазго созидательная роль культуры становится очевидной не только для тех территорий, которые упадок экономики заставил искать ответ на вопрос, как жить дальше. Пример - Хельсинки. Этот финский город стал «Культурной столицей Европы» в 2000 году, но доходы от той программы все еще присутствуют в городском бюджете.

Можно ли было представить, что за пять лет - таким был первоначально заданный срок реализации программы - в Приволжском федеральном округе (ПФО) будет создано «особое пространство»? Теперь уже понятно, что нет, хотя сделать удалось немало. Дело в том, что создавать «особое пространство» предстояло без европейской инфраструктуры культурных обменов, опыта многочисленных фестивалей, развитой системы финансовой поддержки общественных инициатив. «Российская специфика состоит не только в слабой инфраструктуре, но, прежде всего, в провинциальной самодостаточности, перекрывающей дорогу новому опыту», - говорит руководитель программы Анна Гор . Ее поддерживает координатор международных проектов Глеб Фирсов : «У нас с глобальной Европой разные задачи. Там «Культурная столица» стремится открыть миру что­-то такое, чего больше нет нигде. На раннем этапе нашей программы тоже виделась площадка, на которой разные культуры Поволжья могли бы демонстрировать свою уникальность. Но оказалось, что уникальности особой нет. У соседей за рекой, за лесом, за пригорком то же самое, те же песни, только цвет сарафанов другой. Уровень коммуникации чудовищно низок, поэтому и бытовало представление о самобытности».

Самобытность плюс коммуникация - такой стала краткая формула «Культурной столицы Поволжья» с легкой руки питерского музыканта Андрея Решетина .

Берлин, Вена, Чебоксары - культурные столицы Европы

***

Первая «Культурная столица Поволжья» - Ульяновск - не была выбрана по конкурсу, как это происходило позже с другими городами, а назначена советом программы. Депрессивный центр с потерянным историческим именем, померкшим советским брэндом открывал восьминедельный «Марафон культурных событий» канканом у Ленинского мемориала.

Мелькание известных имен и лиц, сочетание несочетаемого - таким запомнился Ульяновск­ 2001. Концерт Фонда Спивакова, проект памятника букве Ё, которую ввел в русский язык здешний уроженец писатель Карамзин, открытие филиала ГМИИ имени Пушкина (Москва) в местном Художественном музее и Кузнечного двора на одной из улиц центра города, соединение в одном выставочном пространстве двух Ильичей, персонажей истории Симбирска, - реального Ульянова и виртуального Обломова…

Потом был Киров - театральная неделя с хитами Евгения Гришковца и спектаклем «Обломoff» модного драматурга Михаила Угарова , когда-­то работавшего в вятском театре «На Спасской». Следующая «культурная столица» - Чебоксары - прославилась музыкой на вокзале и проектом директора Венского музея прикладного искусства Питера Нойвера «Давай!», который до этого был показан в двух других «культурных столицах» - Берлине и Вене. В Димитровграде тогдашний мэр Сергей Морозов все силы бросил на «очеловечивание» городской среды. Так здесь появились расписные фасады домов, «мостик влюбленных» и сквер с подстриженными в виде букв кустами, которые складывались в ЁКЛМН…

Обломовский фестиваль в Дмитровграде

В Марафоне культурных событий понятные вещи соседствовали с новыми формами в искусстве, которые пугали и провоцировали. Чиновники подчас не знали, как к ним относиться, оглядывались на Кириенко: если полпреду нравится - нам тоже. Сами, однако, многого не разрешили бы. В Чебоксарах, например, сменили директора музея за то, что помог организовать выставку «Давай!» - современное русское искусство показалось городским чиновникам вызывающе дерзким. Даже ссылки на Европу не спасли директора. Зато в Ижевске то же самое актуальное искусство встретили с радостью первооткрывателей.

«Культурная столица» все эти годы взращивала как сторонников, так и противников», - говорит Анна Гор. С одной стороны - мощный всплеск активности, идей и фантазии, ломающих традиционные приемы и жанры. С другой - нетерпимость ко всему, что выходит за рамки привычных представлений; активное непонимание, зачем и кому нужны все эти дизайнерские конкурсы и музыкальные эксперименты. Вместо этого лучше бы побеспокоились о спасении гибнущих архитектурных памятников и библиотечных фондов, говорили ретрограды.

«Нам хотелось представить многообразие культурных событий, поощрить творческую инициативу. Приоритеты определялись путем конкурсов, - говорит Анна Гор. - Главный критерий - зерно нового, из которого потом может прорасти культурная стратегия. Это может быть новое содержание или новая интерпретация традиционного, очищение от культурных наслоений или новые партнерские связи. В любом случае задача конкурса - создать в регионах конвертируемый, качественный, признанный столицей культурный продукт. Не радикальный, чтобы не вызывать активного отторжения, но непременно «первой свежести». Чтобы ради этого культурного события приезжали люди из других городов».

Шанс провести «перезагрузку» сознания дал фестиваль документального театра «Новая драма», который вывел на подмостки шокирующе реальную жизнь; проект «Актуальная словесность» с участием российских и зарубежных писателей, переводчиков, издателей; фестиваль старинной музыки в аутентичном исполнении Earlymusic, который продемонстрировал уровень музыкальной культуры, доступный лишь городу-аристократу. Каждый из этих проектов был придуман для своей «Культурной столицы», но стал общим достоянием и теперь входит в программы культурных марафонов сети городов-­партнеров. В число таких сетевых спец-проектов вошли и местные инновации: пермский балет Евгения Панфилова , ижевское объединение электронных музыкантов «Рыба Морзе - Кама records» под руководством Александра Юминова …

Как заметил исполнительный директор нижегородской программы 2006 года Павел Милославский , за пять последних лет «Культурная столица» принципиально изменила представление об окружающем пространстве: «Прежде мы все смотрели на Питер и Москву, а то, что рядом, было неведомой территорией. Теперь есть взаимный интерес к городам региона».

«Столичные» инвестиции 

Пять лет назад первым партнером программы «Культурные столицы» стал институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Он выделил 50 тыс. долларов на создание грантового фонда, из которого поощрялись отобранные по конкурсу проекты. Этих денег хватило на то, чтобы представить десять работ в первой «культурной столице» - Ульяновске. С тех пор конкурсы с грантовым фондом стали визитной карточкой всей программы.

Некоторое время Фонд Сороса оставался главным инвестором окружных конкурсов. В 2003 году в Чебоксарах средства на конкурс проектов в городе выделили власти - мэрия. Через год то же самое сделали власти Ижевска и Димитровграда. В 2005 году конкурс финансировали несколько городов: это «Культурные столицы» прошлых лет, Пермь как столица будущего года, и пока еще не столица Новочебоксарск, по доброй воле примкнувший к совместной инициативе, потому что считает ее важной для собственного имиджа. Идея фонда состояла в том, что администрация каждого города дает гранты на разработку проектов специально для своего города, хотя авторы проектов могут быть откуда угодно. Став участником фонда, Новочебоксарск, например, получил один собственного «изготовления» фестиваль народного творчества «Гончарный круг дружбы». А второй проект «Fэйсады» специально для Новочебоксарска придумали художники Димитровграда. Когда Димитровград был «Культурной столицей», они расписывали фасады домов, стандартных панельных коробок. Получилось красиво и весело. Всем понравилось, и художники предложили то же Новочебоксарску - города очень похожи своей архитектурной безликостью.

Для Димитровграда, в свою очередь, театральная студия из Тольятти поставила спектакль «Сыночки - матери»; пьеса написана по документальным материалам, собранным в димитровградской колонии для подростков. Проекты, поддержанные фондом городов (их оказалось 36), составили основу Марафона культурных событий, который прошел во всех «Культурных столицах» осенью этого года.

«Мы никого не строили под свои знамена, а работали с теми, кому это нужно и интересно, предлагая и властям, и бизнесу сильный брэнд и качество исполнения», - поясняет принцип сотрудничества Анна Гор. На вопрос, в чем же все­-таки интерес бизнеса, она ответила: «А интерес бывает разным. В Димитровграде, например, в совете «Культурной столицы» очень активными были два «красных директора». Почему? Впервые кто­-то спрашивал их не о производстве и налогах, а о том, какой они видят городскую культуру. Они говорили: «Нам очень нравится, что в городе начали на улицах рисовать. Но вот здесь надо тротуар плиточкой выложить. Это мы берем на себя». То есть они занимались простыми хозяйственными делами, но кайф испытывали от приобщения к культурному процессу. Бизнес как партнер обычно позиционирует себя в новом качестве для более широкой аудитории, формируя имидж современной организации, открытой для контакта и диалога».

- Ну, а коммерческая выгода для спонсоров - хоть какая-то - была?

- Никто на самом деле не планирует непосредственную выгоду от участия в программе. Все понимают, что наступить она может не скоро. Скажем, в Перми управляющий крупным торговым центром вошел в совет программы. Он хочет, чтобы в его центре выступали музыканты. Для него это шанс сделать торговые площади еще и культурной площадкой и привлечь тем самым людей.

Агенты влияния  

«Столичные» проекты опираются на людей с широкими взглядами и менеджерскими талантами. Нынешние чиновники, как правило, по этим критериям не проходят на роль культуртрегеров. Когда в Димитровграде выбирали по конкурсу менеджеров дирекции программ, победили не профессиональные организаторы культуры, а предприниматель Людмила Сорокина и фармацевт Наталья Голубец . В Нижнем Новгороде вне конкуренции тоже был «неформал» - Павел Милославский, чей кино-клуб «Время» известен далеко за пределами города.

Галина Муромцева , директор по работе с регионами Фонда «Культурной столицы Поволжья», подтверждает: «Когда город только примеряет на себя роль «Культурной столицы», мэры, как правило, пытаются пропихнуть подвластного им человека. У большинства чиновников свои представления о работе в сфере культуры, и они предполагают, что это место - хорошая кормушка. А нам нужны креативные люди, готовые работать почти за «бесплатно». В результате ставленник администрации со временем разочаровывается, а всю работу берет на себя какой-­нибудь энтузиаст. Так, в Чебоксарах программу года вытянула на своих плечах домохозяйка, филолог по образованию Елена Захарова . Она возглавила пресс­-центр программы и оказалась фигурой более значимой, чем исполнительный директор».

Сама Муромцева увлеклась идеей «столицы на год», когда преподавала культурологию в Кировском университете. После завершения программы в Кирове она оставила преподавание и занялась подготовкой других «Культурных столиц» уже как менеджер Фонда «Культурная столица Поволжья».

Хорошей школой подготовки арт­-менеджеров оказались конкурсы проектов, которые сопровождались консультациями, семинарами и тренингами для участников. Ульяновский губернатор Сергей Морозов собирается включить в систему поиска новых управленческих кадров «Ярмарку вакансий» в сфере культуры. Он озабочен тем, что в городе, вузы которого каждый год выпускают больше сотни дипломированных культурологов, некому заниматься практической работой. Ярмарка будет проходить дважды в год: весной - для выпускников, которые ищут работу, осенью - для заказчиков, которым нужны современные культурные менеджеры.

Жизнь после «столицы»  

Поиск новых управленцев, способных к модернизации культурной сферы, создание объединенного грантового фонда - способ сохранить культурный драйв городов в «пост-столичный» период. С этой же целью организовано взаимодействие бывших «столиц» в сетевом формате. «В отличие от европейских «столиц» мы не можем похвастаться тем, что оставляем городу богатую инфраструктуру, - говорит Анна Гор. - У нас «столичное» приобретение - это, прежде всего, люди, новые организации и партнерства, способные развивать приобретенный опыт».

Брэндом промышленного Нижнекамска - «Культурной столицы» 2002 года - стал телевизионный фестиваль «Культура в эфире», единственный своего рода в стране, на который каждый год съезжается до полусотни телекомпаний.

В Ижевске «разрастается» международный детский конкурс имени Чайковского. А вокруг творческого объединения «Рыба Морзе» образовалось новое сообщество музыкантов. Создав собственные теле- и радиопрограммы, звукозаписывающую студию и перехватив у других городов инициативу проведения международных фестивалей «электронщиков», объединение укрепило статус Ижевска как столицы электронной музыки.

В Кирове озаботились созданием новых городских традиций и заложили для таких проектов деньги в бюджет.

Однако попыток региональных руководителей перевести культурные инновации в долгосрочное русло пока немного. «Реформирование культуры надо начинать не с учреждений, а со смыслов, тогда появятся долгосрочные цели и понимание, каким путем к ним идти. Пока привычнее мыслить событиями, а не стратегиями», - признает Анна Гор.

Еще труднее говорить о стратегиях, когда чиновники видят в предлагаемом им культурном партнерстве попытку навязать чуждые идеи и заставить делать то, чего не хочется. Смена приволжского полпреда стала в известном смысле проверкой программы на жизнестойкость. Александр Коновалов , сменивший Сергея Кириенко на посту полпреда, заверил общественность, что от наработок своего предшественника он не отказывается.

Впрочем, похоже, что поддержка региональной власти программе «Культурные столицы Поволжья» уже не нужна. «Если кому-то программа нужна, он сделает ее и без Коновалова», - говорит Анна Гор. В 2006 году «культурными столицами» станут Пермь и Нижний Новгород. В Перми главным партнером программы стала городская администрация, которой хочется дополнить имидж города новыми оттенками, вернув в культурное пространство имена связанных с его историей Сергея Дягилева и Бориса Пастернака, наладив культурный обмен с европейскими университетами. А вот нижегородские чиновники пока ждут персональной отмашки полпреда.

 

Программа «Культурная столица Поволжья» реализуется с 2001 года. В ее основе - конкурс городов на звание столицы и конкурс проектов в сфере культуры.

Проекты-победители участвуют в Марафоне культурных событий, который проходит в «Культурных столицах» и городах-­партнерах.

Первой Культурной столицей Поволжья был в 2001 году Ульяновск. В 2002 году - Киров и Нижнекамск, в 2003-м - Чебоксары, 2004-м - Ижевск и Димитровград. В 2006 году столицами предстоит стать Нижнему Новгороду и Перми.

Все эти города образуют Сеть Культурных столиц Поволжья. К ним добровольно, а не формально, присоединился Новочебоксарск, готовый принять у себя «столичные» проекты.

Источник: «Эксперт Волга» №1(5) , 16 января 2006

Галина Щербо,
Мария Игнатушко
<< содержание >>
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий