Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
Информацию о благотворительной деятельности Вашей фирмы в поддержку культуры Вы можете направить сюда. Предложения, отзывы и замечания Вы можете направить WEB-мастеру или в редакцию
 
Добавьте наши баннеры
 
 
Наши партнеры:
 
Новостной проект для менеджеров культуры «Наследие и инновации»
 
Институт культурной политики
 
Агенство социальной информации
 
Форум Доноров
 
Национальный  фонд Возрождение Русской Усадьбы
 

Художник в городе

Художник в городе

 

Старые города и исторические центры мы любим за их соразмерность человеку и богатство художественных впечатлений. Неповторимый облик непохожих друг на друга домов, декоративное убранство фасадов, лепка, роспись, мозаики, скульптура на фасадах, узорочье наличников, декоративные решетки балконов и оград – и сегодня продолжают радовать нас, несмотря на многочисленные потери и ветхость состояния. Часто мы не знаем имен их авторов, не все из них отмечены печатью высокого таланта, но в пространстве города они служат важным средством выразительности.

Ryabshinskij fasad Metropoli1

Монументальная пропаганда советских лет в значительной мере дискредитировала идею искусства в городской среде. Официоз и идеологическая нагрузка убивали творческое начало. Нормативность приводила к унификации и однообразию формальных приемов. В море халтуры терялись по настоящему замечательные работы. После перестройки монументальное искусство и вовсе исчезло с городских улиц. Однако в последнее время ситуация явно меняется.

Художественное освоение городских пространств - новая тенденция, активно заявившая о себе в последние годы. Современные художники все чаще предметом творчества делают город, осваивая новые для себя жанры. По-разному эта тенденция реализуется в городах и регионах. Сегодня мы приводим некоторые из известных нам примеров.

Художественные проекты

В Москве в прошлом году запомнились две художественные акции: роспись лавок на Чистопрудном бульваре и празднование юбилея Михаила Булгакова на Патриарших прудах. Оба проекта инициировали художники и супруги Андрей и Мария Поповы.

Москва. Проект «Лавки». Чистые пруды. Москва. Проект «Лавки». Чистые пруды. Москва. Проект «Лавки». Чистые пруды.

24 июня 2005 года художники и артисты с утра начали собираться на Чистых прудах, где им раздали краски, кисти и фартуки. Третий год, некоммерческое партнёрство «Игра 3000» совместно с управой Басманного района, приглашают стать участником городской художественной акции «День раскраски скамеек на Чистых прудах». Проект дизайнерские «Лавки» должен, по замыслу организаторов, стать началом компании по гармонизации пространства в Москве. Девиз проекта - «Искусство в жизнь! Красоту на улицы Москвы!» На этот призыв откликнулись авторы первых дизайнерских лавок. В проекте приняли участие известные люди, признанные российские и зарубежные художники.

Москва. Проект «Лавки». Чистые пруды. «Lavki.com»

9 декабря 2005 г . на легендарных Патриарших прудах открылся Фестиваль искусств «Рукописи не горят», посвященный 65-летию знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». П рограмма включала в себя художественную акцию «Lavki.com», граффити, музыку и огненное шоу. Ровно в 11 утра всем желающим стать на один день художниками выдали белые защитные костюмы, кисти, баллончики и банки с краской. Свою творческую энергию новоявленные живописцы направили на огромные деревянные стенды, которые нужно было расписать на булгаковские темы. Куратор проекта Андрей Попов считает, что москвичи обязаны Булгакову появлением в Москве уникального пространства, пропитанного творчеством и волшебством, а фестиваль – «акцией по гармонизации пространства» с помощью цвета, и света, и, конечно же, невероятного полета фантазии. Программа предусматривала также раскрашивание скамеек на булгаковские сюжеты, но обильный снегопад помешал этому. Как пояснила Мария Попова, расписанные щиты станут лишь эскизами к сценам знаменитого произведения и будут использованы в оформлении лавок будущей весной.

Москва. Фестиваль искусств «Рукописи не горят». Патриаршие пруды. Москва. Фестиваль искусств «Рукописи не горят». Патриаршие пруды. Москва. Фестиваль искусств «Рукописи не горят». Патриаршие пруды.

Конкурсы граффити

Граффити или «стрит-арт» - так официально называется искусство по разрисовыванию уличных стен, заборов, вагонов метро и электричек, получило широкое распространение во многих странах. Уличным рисованием обычно увлекаются тинэйджеры 13-16 лет и студенты гуманитарных вузов. Их «жертвами» становятся глухие заводские заборы, гаражи и поезда, простаивающие в депо. Устав бороться с «художествами» молодежи, власти, наконец, решили направить творческую энергию уличных художников в мирное русло, заказывая им оформление промзон и новостроек, устраивая конкурсы с презентациями проектов и награждениями.

Москва

В июле 2005 г . в Москве стартовал Конкурс социального граффити «Графф-сити» , организованный отделением партии «Единая Россия» Центрального административного округа Москвы. Основная цель конкурса – «предоставить возможность молодому человеку выразить свою позицию на волнующие темы: безопасность, алкоголизм, наркомания, экология и т.п. (тему выбирают участники конкурса, различные идеи и предложения только приветствуются)». Оценивались - оригинальность идеи, художественная выразительность и позитивный настрой работы . Отобранные жюри эскизы получили свое практическое воплощение на улицах Центрального административного округа Москвы в специально выбранных для этого местах.

Разрисовывать Москву вызвались больше двух десятков художников не только из столицы, но и из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, которые украсили своими шедеврами 25 стен, заборов и заградительных щитов. Победители конкурса будут участвовать в международном конкурсе граффити, который, скорее всего, пройдет в столице в следующем году.  

Конкурс помог выявить одаренных авторов, показал разнообразие творческих стилей в этом жанре искусства, продемонстрировал широкие возможности граффити в эстетическом освоение городских пространств.

1/ Ботанический переулок 12 ( КОНКУРС «Мой любимый двор») 2/ Фрунзенская набережная 44 3/ Средний Калитниковский переулок, 10 ( КОНКУРС «Мой любимый двор») 4/ Докучаев переулок 11 ( КОНКУРС «Мой любимый двор») 5/ Проспект Мира, 11 ( КОНКУРС «Мой любимый двор»)
         
6/ Автор Aero . Москва, Бибирево 7/ Автор BOOCH 8/ Автор Кисель (ProArtDesign) Самара 24 10/ Новосибирск
         
11/ Самара 12/ Павлово 13/ Санкт Петербург 14/ Владивосток Городской конкурс граффити «КраСочный город» 2002 г . 15/ Тверь

Регионы.

Многочисленные конкурсы граффити прошли и в регионах России. За период с 2000 по 2006 гг. фестивали и конкурсы граффити были организованы - в Нижнем Новгороде, Санкт Петербурге, Иркутске, Челябинске, Казани, Твери, Рязани, Самаре, Ульяновске, Барнауле, Владивостоке, Хабаровске, Муроме, Дмитровграде, Светлогорске и др. городах России

Вот лишь некоторые примеры:

  • В Муроме (Владимирская область) Муромский центр психолого-медико-социального сопровождения детей совместно с художественной школой имени Куликова необычным способом борются с вредными привычками, а заодно и с грязью в городских подъездах. ...Граффити в подъезде - часть большой акции. В городском конкурсе социальных проектов в 2005 году центр получил грант – 4 тысячи рублей. На эти деньги купили краски. 9 декабря в подъезд дома №3 по улице Кленовая пришел целый трудовой отряд. Волонтеры муромского центра психолого-медико-социального сопровождения разгребают завалы, учащиеся художественной школы украшают стены граффити. (ГТРК Владимир)
  • В Иркутске в сентябре 2005 г . в рамках финала Иркутского международного фестиваля современного искусства «Середина земли» состоялся конкурс «Граффити говорит по-русски». Объектом конкурса стал один из заборов на улице Борцов Революции. Ранее конкурс граффити проходил летом 2003 г . Тогда в галерею под открытым небом превратилась площадь перед "Сибэкспоцентром". ( «АС Байкал ТВ»)
  • В Самаре в августе 2004 года портал «Самара Арт» в рамках фестиваля Fhn Haos входящий в программу художественных фестивалей «Самара-арт» организовал Первый фестиваль граффити. ( Самарский центр современного искусства )
  • В Екатеринбурге в октябре 2003 г . прошел фестиваль современного искусства public art «А_РЕАЛ 001. Искусство в общественных пространствах». Тема этого года - мифология для города.
  • В городе Чебоксары в мае 2003 года состоялся IV-й Международный хип-хоп фестиваль «Кофемолка». Для номинации «Граффити» были сооружены инженерные конструкции пятиметровой высоты и трехсотметровой длины по периметру стадиона. Фестиваль является официальным мероприятием культурной программы V-го Кубка Европы по спортивной ходьбе и программы Приволжского федерального округа «Чебоксары - Культурная столица Поволжья – 2003».Учредители фестиваля - Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, Минспорт и Госкоммолодежи Чувашской Республики, Дирекция V-го Кубка Европы по спортивной ходьбе и программы Приволжского ФО «Культурная столица Поволжья – 2003», ЦК Российского Союза Молодежи, администрация г. Чебоксары, республиканское общественное движение «Молодежное Артийское Движение Чувашии». (ИА «ВолгаИнформ»)
Граффити в Н. Новгороде Граффити в Н. Новгороде Граффити в Самаре
  • В Санкт Петербурге в 2001 году в рамках программы «Социальная реклама средствами PR» Администрацией Санкт-Петербурга был проведен конкурс граффити «Злоба дня» среди молодежи города. Сначала был проведен отборочный тур среди школьников и студентов Санкт-Петербурга, увлекающихся граффити, в результате для участия в финале были приглашены 10 лучших молодых художников. Финал конкурса прошел 1 июля 2001 года на стадионе им. Кирова в рамках Санкт Петербургского Рок Фестиваля «Окна Открой!». Каждому участнику конкурса предоставлялась площадь размером 2,5Х2,5 метра и 20 баллончиков краски различных цветов. В течение 6 часов финалисты рисовали изображение в заданной стилистике, на тему «Молодежь против наркотиков. Анти-СПИД».
  • В Барнауле конкурсы граффити имеют уже богатую истории. В сентябре 2000 года сентября у парка «Изумрудный» проходил, можно сказать уже очеред ной, bombing стен под характерным названием «Нет серым стенам». На этот раз организаторы («МА» и отдел по делам молодежи администрации г.Барнаула) и спонсоры устроили не просто фестиваль, а полноценный конкурс со справедливыми жюри, различными номинациями и драгоценными грамотами и призами. В августе 2001 года в Барнауле прошел Первый Всероссийского граффити-шоу под девизом «Нет серым стенам!» В июле 2002 года в рамках проекта «Культура - это мы! » состоялся первый краевой фестиваль «Хип-хоп Party'я», частью которого стало граффити-шоу . В оплотили в жизнь этот интересный проект организация «Молодые журналисты Алтая », Интернет-газета «Территория», радио «Молодежный канал» и творческое объединение «G.A.5.» В апреле 2003 года под неофициальный слоганом «От граффити - рисункам на заборе» прошел конкурс рисунков на заборе «Мы вместе сделаем больше», организованный городским отделом по делам молодежи и администрацией автобазы N 1 в рамках «Весенней Недели добра» и месячника по санитарной очистке.

Город Боровск

Провинциальные города оказались менее всего затронуты процессами модернизации. Внешне в них мало что изменилось за годы реформ. Однако и здесь можно встретить ростки свободного гражданского волеизъявления.

Город Боровск не богат на художественные впечатления. Тем неожиданней и острей смотрятся здесь росписи на стенах домов, которые сделал местный художник-энтузиаст по фамилии Овчинников.

Город Боровск. Роспись Автор Овчинников. Фото Павла Захарова с сайта zaharov.pp.ru Город Боровск. Город Боровск Город Боровск. Роспись Автор Овчинников. Фото Павла Захарова с сайта zaharov.pp.ru
     
Город Боровск. Роспись. Автор Овчинников. Фото Павла Захарова с сайта zaharov.pp.ru Город Боровск. Роспись. Автор Овчинников. Фото Павла Захарова с сайта zaharov.pp.ru Город Боровск. Роспись. Автор Овчинников. Фото Павла Захарова с сайта zaharov.pp.ru

Город Беслан

В 2004 оду в Беслане состоялась акция «Изменить мир»: дети и взрослые украсили школы и улицы города рисунками, своими руками изменив город, вернув в него детские улыбки и яркие краски. Рассказывает о рганизатор проекта Наталья Степанюк, генеральный директор компании IQ marketing . «В октябре в Беслан приезжала рабочая группа, которая провела сверку нашего сценария с обстановкой и мнениями местных жителей. После этого родилась идея о конкурсе мирного рисунка, победители которого смогут расписать центральную площадь города. Появился итоговый план проведения акции, мы известили об акции местные власти и школы. В следующие две недели велась проработка деталей мероприятия, привлечение партнеров и жертвователей. Организаторы приняли решение проводить акцию в максимально широком формате – так, чтобы в ней участвовали практически все дети Беслана». Из Москвы в Беслан отправились около 4 тонн краски, 15 тыс. кисточек, километровый рулон ватмана, цветные мелки, леса для работы на больших поверхностях и другие необходимые материалы. Утром выходного дня в школах состоялись линейки, каждый класс получил в свое распоряжение краски и рабочие поверхности. Младшим классам раздали мелки – и праздник начался.

Были приглашены и ученики первой школы. Эти дети рисовали со всеми вместе, наравне с остальными с восторгом следили, как граффитисты работают на высокой стене по соседству, вместе выпускали в небо свои шарики.

В Беслане состоялась акция «Изменить мир»: дети и взрослые украсили школы и улицы города рисунками В Беслане состоялась акция «Изменить мир»: дети и взрослые украсили школы и улицы города рисунками В Беслане состоялась акция «Изменить мир»: дети и взрослые украсили школы и улицы города рисунками

В эти дни, 29-31 октября, Беслан стал городом детства, творчества и свободы. Целый город за несколько часов покрылся ковром детских рисунков, все школы украшены разноцветными панно, асфальт разрисован мелками, в руках детей - яркие воздушные шары.

По окончании акции Беслан изменился внешне – все школы разукрашены рисунками, в самом центре города появилось яркое панно, созданное лучшими российскими граффитчиками. Но Беслан изменился и внутренне. «Самой большой похвалой, которую довелось услышать за эти дни, - говорит Наталья Степанюк, - были слова одной из мам: «Спасибо вам, с первого сентября я впервые вижу улыбающихся детей». (Федор Богдановский)

Примечание:

Термин «граффити» происходит от латинского «graffito», то есть «нацарапанный» и уходит своими корнями в далекие античные времена. Уже тогда древнеримские форумы пестрели надписями типа «Эвклепий - лучший оратор Рима!» или «Продается служанка...» Римские легионеры «отмечались» на стенах завоеванных городов, мечами процарапывая свои имена. «Граффити», каким оно известно сегодня, появилось на свет, точнее на стене в Нью-Йорке, как часть набиравшей тогда силы хип-хоп культуры. В современных словарях граффити начинают трактовать как вид авангардного искусства конца 20 века.

Создатели граффити гордо именуют себя райтерами от английского «right» – «писать». Прежде чем приступить к работе, райтеры тщательно изучают так называемый скейч, то есть эскиз будущего рисунка. Существует три основных стиля написания граффити. Первый - это «BUBBLE». За счет округлых форм он делает изображение как бы «надутым». Второй - это «WILD» - в переводе с английского «дикий». Этот стиль характеризуется запутанным и непонятным сюжетом, отыскать смысл в котором почти невозможно. И, наконец, «DAME» - самый сложный в исполнении. С его помощью райтеры могут создать в изображении объем, пространство и перспективу.

Наталья Давыдова
 
<< содержание >>

 

     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий