Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
Информацию о благотворительной деятельности Вашей фирмы в поддержку культуры Вы можете направить сюда. Предложения, отзывы и замечания Вы можете направить WEB-мастеру или в редакцию
 
Добавьте наши баннеры
 
 
Наши партнеры:
 
Новостной проект для менеджеров культуры «Наследие и инновации»
 
Институт культурной политики
 
Агенство социальной информации
 
Форум Доноров
 
Национальный  фонд Возрождение Русской Усадьбы
 

промокод ebay

<1 html> Выставка «Обитаемые острова» <1 body>

Выставка «Обитаемые острова»

6 февраля в Третьяковской галерее на Крымском валу состоялось открытие выставки «Обитаемые острова», представившей работы 15 известных российских художников и скульпторов - мастеров фигуративной скульптуры и картины конца ХХ - начала XXI веков. Выставка заслуживает внимания и сама по себе, и как часть более масштабного художественного проекта с аналогичным названием, о котором мы решили поговорить с Анной Намит, автором проекта.

Лев Табенкин. Античный сюжет.   Иван Лубенников. Правнучка.

Корр.

Выставка «Обитаемые острова» была представлена как часть масштабного проекта с тем же названием. А вас называют автором проекта. Что это за проект?

А. Н.

Цель проекта «Обитаемые острова» - показать широкому кругу зрителей наших современников – крупных, сложившихся российских живописцев и скульпторов, продолжающих традицию станковых форм изобразительного искусства. На выставке представлены 15 известных современных российских мастеров, получивших международное признание. Но этими именами картина российского фигуративного искусства конца ХХ - начала XXI веков не исчерпывается. Задача проекта – представить пласт российской художественной традиции 1990-х. Для решения этой задачи планируется не только организация новых выставок с новым составом участников, но и проведение научных конференций, общественных дискуссий по широкому кругу вопросов развития современного отечественного искусства.

Корр .

Вы считаете, что художники, следующие традиции реалистической, или фигуративной живописи незаслуженно обойдены вниманием?

А.Н.

Наоборот. Либерализация рынка в 90-е годы открыла российское искусство западному миру и сегодня произведения наших художников активно там покупаются, - это естественный процесс эволюции и естественного отбора. Они пополнили коллекции многих ведущих собраний. Их выставляют самые престижные галереи Америки, Франции, Англии, Испании, Швеции, Нидерландов… Спрос на них велик, и работы их не залеживаются по мастерским. Они успешны и востребованы рынком, где ценятся талант, креативность, мастерство и качество.

И хотя все они живут и работают здесь в России, российский зритель редко имеет возможность встретит их на выставках. Так сложилось, что этих мастеров чаще можно увидеть в западных галереях и музеях, чем в России. А без них картина современной художественной жизни предстает не полной. Страдает прежде всего зритель, а не художники. И особенно, молодой зритель, кому не довелось познакомиться с ними в доперестроечный период. Без их присутствия в современной художественной жизни происходит то, что я назвала бы «повреждением общественного вкуса».

Михаил Дронов. Паромщик   Геннадий Воронов. Дама

  Корр.

Кто же в этом виноват? Может сами художники, их увлечение большими заработками в других странах?

А.Н.

Виновата наша культурная общественность. Что мешает нашим журналистам писать о зарубежных выставках этих художников, а нашим телевизионщикам приглашать их в свои передачи, чтобы узнать их мнение о современных проблемах культуры? Голос серьезной критики почти не слышен. Проектом Обитаемые острова» я стараюсь восполнить этот пробел.

Корр.

Вы не являетесь музейным работником, кому по штату положено заниматься просвещением отечественного зрителя. В каком качестве вы выступаете в данном проекте?

А.Н.

Во всех сразу. Я придумала концепт этого проекта, разработала финансовый план, программу продвижения и все необходимое сопровождение. Потом предложила его серьезному западному концерну, заранее понимая политику компании в этом направлении. На первых переговорах с DaimlerChrysler меня попросили больше никому этот проект не предлагать. Около четырех месяцев ушло на подготовку, представление пакета документов в Штутгарте и окончательное решение концерна об участии в этом проекте. А затем, уже на организационной стадии, пришлось координировать действия всех, кто оказался задействован в его реализации. В целом, на подготовительный период, начиная с первого официального письма от Третьяковской галереи о поддержке инициативы проведения выставки «Обитаемые острова» до открытия выставки ушло двадцать месяцев. Поверьте, мероприятие такого рода процесс сложноорганизованный. И он смог состояться только благодаря консолидированным усилиям Третьяковской галереи, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Правительства Москвы и, конечно, международного концерна DaimlerChrysler, который взял на себя все финансовые расходы по проекту.

Корр.

По аналогии с киноиндустрией Вас, наверно, можно назвать продюсером проекта или арт-менеджером. Профессии достаточно редкие в сфере изобразительного искусства.

А.Н.

Действительно, многие трудности наших художников и музеев происходят из-за отсутствия тех профессионалов или профессиональных структур, которые бы занимались маркетингом и менеджментом. Я экономист по образованию, но данный проект создавался как благотворительная акция. Для успешной работы новых профессионалов у нас пока нет условий. Недостаточна законодательная и правовая база, недостает финансового инструментария, нет культуры управления проектами в области изобразительного искусства. Когда-нибудь все это может быть наладится, и тогда можно рассчитывать на успехи в работе арт-менеджеров. Сегодня это, в основном, инициативы одиночек энтузиастов.

Корр.

Считается, что главная проблема нашего искусства – отсутствие денег.

А.Н.

Это не совсем так. Деньги, конечно, важная и необходимая часть любого замысла, но не достаточная. Причем, для реализации крупных проектов, вроде нашей выставки, деньги нужны немалые. Сами по себе они не возникают. Для привлечения финансирования крупного проекта необходимы усилия со стороны профессиональных участников художественной отрасли. А вот эти усилия сегодня явно недостаточны. По многим причинам. Там же, где они есть – деньги находятся. Возьмите, к примеру, наши крупные музеи. Значительная часть их выставочных проектов происходит на деньги спонсоров.

Корр.

Крупные музейные проекты привлекательны для инвесторов (спонсоров, меценатов) по причине раскрученности их музейных брендов. Для бизнеса участие в таком проекте – удачная пиар-акция, полезная для продвижения собственного бренда. Современное искусство в меньшей мере интересует представителей бизнеса.

А.Н.

Не совсем так. Финансирование крупного музейного проекта может позволить себе только очень крупная известная организация. Насколько необходимо, например, такому концерну как DaimlerChrysler продвижение своих, итак уже всемирно-известных, брендов? Вопрос рекламы здесь явно неуместен. Речь может идти только о социальной ответственности корпорации перед обществом. Все зависит от арт-менеджмента. Задача куратора заинтересовать бизнес: немаловажно как содержание материала, так и подача. Деньги в стране есть, и инвестировать в искусство в нашей стране готовы. Интерес к искусству среди состоятельных людей и руководителей компаний растет. Есть понимание, что обладать коллекцией – это престижно и выгодно. Многие сегодня приобретают произведения современных художников не от случая к случаю, а систематически. К тому же, не вижу ничего плохого в том, что участие в художественном проекте – это некий инструмент продвижения с хорошим имиджем, как для компании, так и для художников или музеев. Нам не хватает прагматизма. Мешают амбиции и нежелание работать в условиях современности по законам этого серьезного сектора экономики – отрасли профессионального пластического искусства.

Корр.

Вы для своего проекта нашли очень известную компанию, но не российскую.

А.Н.

Так случилось, что концерн DaimlerChrysler первый заинтересовалась проектом, - предложить другим компаниям этот проект у меня просто не было возможности, он понравился им сразу. Хотя, я не исключаю, что «Обитаемые острова» могли бы заинтересовать и российских представителей бизнеса. Главное тут – совпадение интересов. В нашем случает это произошло. Вот как об этом говорит д-р Михаэль Инакер, вице-президент и руководитель подразделения политики и международных отношений компании «ДаймлерКрайслер АГ: - «Проект «Обитаемые острова» объединяет людей разных культурных традиций, возрастов и национальностей…. Многообразие – это ключевое понятие для нашей транснациональной компании, ведущей свою деятельность более чем в 200 стран мира. Как глобальная компания «ДаймлерКрайслер АГ» считает своим долгом поддерживать культурное многообразие обществ, в которых мы живем и работаем, так как искусство – это поистине универсальный язык общения».

Корр .

Что ж, ваш пример опровергает пессимизм российских деятелей искусства. Возможно, для многих он станет аргументом в их собственной работе, и в общении с представителями бизнеса. Хочется на это надеяться.

А.Н.

Сегодня общение с бизнесом происходит труднее, чем, например, в 90-е годы. Расточительность теперь не в моде: после финансового кризиса 1998 года деньги считать, слава богу, научились. Убеждают не слова, а продуманная культурная стратегия и четкий план. Некоторые это уже поняли и успешно применяют в своей практике. Профессионализация в этом секторе – процесс не быстрый, но он происходит. Желательно, чтобы он происходил быстрее.

Анна Намит
Материал подготовила Ольга Жаворонкова
<< содержание >>
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий